Четверг, 19.09.2024, 07:39

Некоммерческое партнерство «Отклик»

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология в медиации

Конфликты: понятия, виды, их классификация и особенности. Конфликтогены



Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит  конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация -  это представления человека о  существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
Предмет конфликта -  объект, субъект или явление,  явившиеся причиной возникших противоречий.
Позиция в конфликте – выраженное словами желание каждой из конфликтующих сторон.




Причины возникновения конфликтов:

- Распределение ресурсов. Это практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения участников  отношений.
- Различия в способах достижения целей.  Люди могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях.. Эти различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов.



Этапы конфликта:

1. Конфликтная ситуация – противостояние мнений, взглядов сторон, когда еще обсуждается конкретный предмет конфликта.
2. Собственно конфликт – активное противоборство и столкновение интересов сторон. Конкретный  предмет конфликта уходит на задний план, привлекаются другие аргументы.
3. Расширяющийся  конфликт – в процесс втягиваются другие участники.
4. Всеобщий конфликт – большое количество участников или целые группы.



Классификация видов конфликтов:

По действию на функционирование сторон:
- конструктивные;
- деструктивные.

По содержанию:
- реалистические;
- нереалистические.
По характеру участников
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.


Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Основные последствия  таких конфликтов:

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности, например.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.


Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основные последствия таких  конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.


Конфликтогены – это слова и поступки людей, унижающие достоинство другого человека и провоцирующие тем самым возникновение деструктивных конфликтов. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Поэтому, для предотвращения деструктивных конфликтов, важно уметь их отслеживать и отказываться от использования  в  отношениях.
Закон эскалации конфликтогенов: на конфликтоген в свой адрес человек старается ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.



Основные типы конфликтогенов:
- стремление к превосходству;
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма;
- нарушение правил;
- неблагоприятное стечение обстоятельств.





Правила  освобождения от деструктивных конфликтов


- откажитесь от  использования конфликтогенов в общении
- избегайте отвечать конфликтогеном на конфликтоген
- старайтесь понять позицию собеседника
- просите прощения за свои ошибки
- замечайте и чаще говорите приятное окружающим



Стратегии поведения и конструктивные способы  разрешения конфликтов


Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.






Правила управления конфликтом:


1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
6. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
7. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
8. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.


Стадии конструктивного разрешения конфликта

1. Признание наличия конфликта
2. Договоренность о процедуре разрешения.
3. Описание конфликта выявление интересов сторон.
4. Возможные способы разрешения конфликта (не менее 3).
5. Выбор наиболее приемлемого решения.
6. Воплощение принятого решения в жизнь.
7. Оценка реализации решения.
8. Закрепление конструктивных действий положительным поощрением.


Конструктивные приемы разрешения конфликтов:
 
1. Конкретность    (обсуждаем  поведение),
2. Вовлеченность в процесс,
3. Коммуникация (не уходим, пока не договоримся),
4. Честная игра (соблюдение общих правил)

Категория: Психология в медиации | Добавил: Otklik (14.12.2012)
Просмотров: 8235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: