|
Каталог статей
Конфликты: понятия, виды, их классификация и особенности. Конфликтогены
Конфликт -
это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого
конфликта лежит конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация -
это представления человека о существующем противоречии, о самом себе
(своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях,
индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о
том, каково представление оппонента о его представлениях. Предмет конфликта - объект, субъект или явление, явившиеся причиной возникших противоречий. Позиция в конфликте – выраженное словами желание каждой из конфликтующих сторон.
Причины возникновения конфликтов:
-
Распределение ресурсов. Это практически всегда приводит к конфликтам,
так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные
потребности всегда кажутся более обоснованными. - Взаимозависимость
задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или
группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. - Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения участников отношений. -
Различия в способах достижения целей. Люди могут иметь разные взгляды
на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии
противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое
лучшее, и это является основой для конфликта. - Неудовлетворительные
коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие
необходимой информации часто является не только причиной, но и
деструктивным следствием конфликта. - Различие в психологических
особенностях.. Эти различия участников совместной деятельности бывают
столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность
возникновения всех типов конфликтов.
Этапы конфликта:
1. Конфликтная ситуация – противостояние мнений, взглядов сторон, когда еще обсуждается конкретный предмет конфликта. 2.
Собственно конфликт – активное противоборство и столкновение интересов
сторон. Конкретный предмет конфликта уходит на задний план,
привлекаются другие аргументы. 3. Расширяющийся конфликт – в процесс втягиваются другие участники. 4. Всеобщий конфликт – большое количество участников или целые группы.
Классификация видов конфликтов:
По действию на функционирование сторон: - конструктивные; - деструктивные.
По содержанию: - реалистические; - нереалистические. По характеру участников - внутриличностные; - межличностные; - между личностью и группой; - межгрупповые.
Конструктивные
(функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и
способствуют развитию взаимоотношений. Основные последствия таких
конфликтов:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению. 2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. 3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. 4.
Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными
разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто
высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности,
например. 5. Улучшаются отношения между людьми. 6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные
(дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и
принятию решений. Основные последствия таких конфликтов: 1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. 3.
Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об
отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной. 4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной. 5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. 6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Конфликтогены
– это слова и поступки людей, унижающие достоинство другого человека и
провоцирующие тем самым возникновение деструктивных конфликтов.
Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями.
Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя
(привычные слова и жесты). Поэтому, для предотвращения деструктивных
конфликтов, важно уметь их отслеживать и отказываться от использования
в отношениях. Закон эскалации конфликтогенов: на конфликтоген в свой
адрес человек старается ответить более сильным конфликтогеном, часто
максимально сильным среди всех возможных.
Основные типы конфликтогенов: - стремление к превосходству; - проявления агрессивности; - проявления эгоизма; - нарушение правил; - неблагоприятное стечение обстоятельств.
Правила освобождения от деструктивных конфликтов
- откажитесь от использования конфликтогенов в общении
- избегайте отвечать конфликтогеном на конфликтоген
- старайтесь понять позицию собеседника
- просите прощения за свои ошибки
- замечайте и чаще говорите приятное окружающим
Стратегии поведения и конструктивные способы разрешения конфликтов
Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Правила управления конфликтом:
1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
6. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
7. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
8. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
Стадии конструктивного разрешения конфликта
1. Признание наличия конфликта
2. Договоренность о процедуре разрешения.
3. Описание конфликта выявление интересов сторон.
4. Возможные способы разрешения конфликта (не менее 3).
5. Выбор наиболее приемлемого решения.
6. Воплощение принятого решения в жизнь.
7. Оценка реализации решения.
8. Закрепление конструктивных действий положительным поощрением.
Конструктивные приемы разрешения конфликтов:
1. Конкретность (обсуждаем поведение),
2. Вовлеченность в процесс,
3. Коммуникация (не уходим, пока не договоримся),
4. Честная игра (соблюдение общих правил)
|
Категория: Психология в медиации | Добавил: Otklik (14.12.2012)
|
Просмотров: 8235
| Рейтинг: 0.0/0 |
|