Четверг, 19.09.2024, 07:49

Некоммерческое партнерство «Отклик»

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология в медиации

Восприятие человека. Фильтры восприятия и стереотипы поведения

 
Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов и явлений внешней среды, непосредственно воздействующих на органы чувств. Это осмысленный синтез разнообразных ощущений, которые складываются в образ предмета или явления в ходе их активного отражения.

Образ - субъективная форма объектов, создающаяся под воздействием установок, интересов и потребностей личности этого человека( субъекта). Образ, как обобщенное представление, способен регулировать целенаправленное поведение человека.
 
Основные характеристики восприятия:
- Константность;
- Целостность;
- Предметность;
- Структурность;
- Осмысленность;
- Избирательность.
 
Каналы  восприятия:
- Зрение;
- Слух;
- Кинестезия;
- Обоняние;
- Осязание
 
Виды:
- восприятие предметов;
- восприятие времени;
- восприятие пространства;
- восприятие движений;
- восприятие отношений;
- восприятие человека.
 
Восприятие человека человеком называется социальной перцепцией.
Социальная  перцепция – это отражение информации  о человеке, плюс ее интерпретация, оценка и выбор способа поведения по отношению к другому человеку, т. е. восприятие и понимание социальных объектов: людей, групп, явлений.
 
Объем информации, поступающей из вне,  в несколько раз больше объема, который способен воспринять  человек , поэтому он вынужден ограничивать ее доступ, используя фильтры восприятия.
Фильтры  восприятия – отдельные идеи, переживания, предпочтения, убеждения, ценности, язык, которые формируют и влияют на наше мировоззрение.
 Фильтры восприятия и мышления делят информацию на значимую и второстепенную. У всех людей они разные и по- разному искажают реальность. Для эффективного общения важно знать фильтры,  схожие для многих людей, и уметь их определять и учитывать в общении.

Три правила, уменьшающие искажение восприятия человека:
 
1.Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их  по-разному.

2. Люди, которые считают свои интерпретации наиболее точно отражающими  реальность, обычно встречают сопротивление в общении.
 
3.Люди, позволяющие своим интересам, эмоциям и потребностям контролировать своё восприятие, могут пропустить важные сообщения от других людей.
                                  
 
Стойкие, часто повторяющиеся у многих людей, оценки информации о другом человеке, искажающие её и  ведущие к определенным стереотипам поведения, называются  эффектами межличностного восприятия.
 
Основные эффекты восприятия:
- Эффект ореола;
- Эффект самооценки;
- Эффект проекции;
- Эффект первого впечатления и новизны;
- Эффект края;

Эффект ореола – воспринимающий склонен преувеличивать какое-то достоинство личности партнера и переносить благоприятное впечатление о каком-то одном качестве на всю личность в целом.
Эффект  первого впечатления и новизны – если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная о нем.
Эффект проекции – воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества, хотя они могут отсутствовать у оцениваемого человека.
Эффект самооценки – полнота и характер оценки другого человека зависят от степени уверенности в себе оценивающего. Если человек уверен, что его оценка соответствует действительности, то он не заинтересован в обратной связи, что может привести  к возникновению противоречий с партнёром.
Эффект края – первая и последняя части информации от человека обычно оцениваются воспринимающим как  наиболее значимые.

Отслеживание и «очищение»  своего общения от эффектов восприятия:
1. Внимательное слушание собеседника без оценки;
2. Задавание уточняющих вопросов без оценки
3. Давать оценку, «очистив» информацию от своих эффектов восприятия.
 
 
При восприятии человека мы ориентируемся ещё и  на социальные стереотипы.
Социальные стереотипы -  это устойчивые представления о людях или явлениях, свойственные представителям той или иной группы. Они помогают нам обобщать информацию, упрощать и делать более понятной для себя картину мира.

Основные стереотипы:
- Пола;
- Возраста;
- Расы;
- Национальности;
- Профессии;
- Внешности.
 
Проблемы и конфликты в отношениях возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Опасны:
Чрезмерная обобщенность – сильное преувеличение небольших различий или небольшого сходства.
Единичная яркая информация –укрепляет и  искажает стереотип быстрее и сильнее, чем большое количество менее яркой информации, и легко переносится на большую группу.



Категория: Психология в медиации | Добавил: Otklik (14.12.2012)
Просмотров: 4414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: