|
Каталог статей
Восприятие человека. Фильтры восприятия и стереотипы поведения
Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов и явлений внешней среды, непосредственно воздействующих на органы чувств. Это осмысленный синтез разнообразных ощущений, которые складываются в образ предмета или явления в ходе их активного отражения.
Образ - субъективная форма объектов, создающаяся под воздействием установок, интересов и потребностей личности этого человека( субъекта). Образ, как обобщенное представление, способен регулировать целенаправленное поведение человека. Основные характеристики восприятия: - Константность; - Целостность; - Предметность; - Структурность; - Осмысленность; - Избирательность. Каналы восприятия: - Зрение; - Слух; - Кинестезия; - Обоняние; - Осязание Виды: - восприятие предметов; - восприятие времени; - восприятие пространства; - восприятие движений; - восприятие отношений; - восприятие человека. Восприятие человека человеком называется социальной перцепцией. Социальная перцепция – это отражение информации о человеке, плюс ее интерпретация, оценка и выбор способа поведения по отношению к другому человеку, т. е. восприятие и понимание социальных объектов: людей, групп, явлений. Объем информации, поступающей из вне, в несколько раз больше объема, который способен воспринять человек , поэтому он вынужден ограничивать ее доступ, используя фильтры восприятия. Фильтры восприятия – отдельные идеи, переживания, предпочтения, убеждения, ценности, язык, которые формируют и влияют на наше мировоззрение. Фильтры восприятия и мышления делят информацию на значимую и второстепенную. У всех людей они разные и по- разному искажают реальность. Для эффективного общения важно знать фильтры, схожие для многих людей, и уметь их определять и учитывать в общении.
Три правила, уменьшающие искажение восприятия человека: 1.Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
2. Люди, которые считают свои интерпретации наиболее точно отражающими реальность, обычно встречают сопротивление в общении. 3.Люди, позволяющие своим интересам, эмоциям и потребностям контролировать своё восприятие, могут пропустить важные сообщения от других людей. Стойкие, часто повторяющиеся у многих людей, оценки информации о другом человеке, искажающие её и ведущие к определенным стереотипам поведения, называются эффектами межличностного восприятия. Основные эффекты восприятия: - Эффект ореола; - Эффект самооценки; - Эффект проекции; - Эффект первого впечатления и новизны; - Эффект края;
Эффект ореола – воспринимающий склонен преувеличивать какое-то достоинство личности партнера и переносить благоприятное впечатление о каком-то одном качестве на всю личность в целом. Эффект первого впечатления и новизны – если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная о нем. Эффект проекции – воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества, хотя они могут отсутствовать у оцениваемого человека. Эффект самооценки – полнота и характер оценки другого человека зависят от степени уверенности в себе оценивающего. Если человек уверен, что его оценка соответствует действительности, то он не заинтересован в обратной связи, что может привести к возникновению противоречий с партнёром. Эффект края – первая и последняя части информации от человека обычно оцениваются воспринимающим как наиболее значимые.
Отслеживание и «очищение» своего общения от эффектов восприятия: 1. Внимательное слушание собеседника без оценки; 2. Задавание уточняющих вопросов без оценки 3. Давать оценку, «очистив» информацию от своих эффектов восприятия. При восприятии человека мы ориентируемся ещё и на социальные стереотипы. Социальные стереотипы - это устойчивые представления о людях или явлениях, свойственные представителям той или иной группы. Они помогают нам обобщать информацию, упрощать и делать более понятной для себя картину мира.
Основные стереотипы: - Пола; - Возраста; - Расы; - Национальности; - Профессии; - Внешности. Проблемы и конфликты в отношениях возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.
Опасны: Чрезмерная обобщенность – сильное преувеличение небольших различий или небольшого сходства. Единичная яркая информация –укрепляет и искажает стереотип быстрее и сильнее, чем большое количество менее яркой информации, и легко переносится на большую группу.
|
Категория: Психология в медиации | Добавил: Otklik (14.12.2012)
|
Просмотров: 4414 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|