Четверг, 19.09.2024, 07:40

Некоммерческое партнерство «Отклик»

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Каталог статей

Главная » Статьи » Медиация: статьи

О перспективах развития института медиации в России



В современном мире идет активное развитие медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций1, Европейского Союза2, Международного банка реконструкции и развития3, Международной торговой палаты4 и т.д. С принятием Федеральных законов от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) и от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Россия присоединилась к общемировым процессам интеграции медиации в правовую культуру5. Представляется, что эта тенденция обусловлена следующими факторами.
 

1. Расширение и усложнение сферы гражданского оборота, развитие в нем интеграционных процессов естественным образом приводит к возрастанию числа споров. Это характерно для гражданских, трудовых, семейных, корпоративных и даже административных отношений. Как представляется, можно говорить о «юридизации жизни»: процессуальное и структурное усложнение современного общества, умножение интересов и потребностей личности превращают юридические конфликты в естественную составляющую динамики социальных процессов и необходимый инструмент регулирования отношений.

2. Основной институт рассмотрения и урегулирования споров – суд – сегодня явно перегружен, что не только сказывается на качестве его работы, но и снижает эффективность правового регулирования и разрешения конфликтов. Кроме того, в современном мире содержание судебной системы требует все большей финансовой поддержки со стороны государства, что осложняется в условиях мирового финансового кризиса. В связи с этим каждое государство ищет решение, которое позволило бы отнести дела, не требующие высокой юридической квалификации, к ведению внесудебных институтов, в частности медиации.

3. Развитие современных рыночных отношений, обеспечение стабильности гражданского оборота невозможно без формирования устойчивых хозяйственных связей между различными субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому важно переориентировать участников экономической деятельности — убедить их перейти от конфронтационного типа отношений к отношениям сотрудничества, кооперации со своими контрагентами. Медиация в силу особой технологии переговоров, направленной на сотрудничество спорящих сторон, способна стать здесь эффективным средством.


В практике посредничества отчетливо различаются две основные юридические модели, в которых реализуется медиация: частная и интегрированная.

Частная медиация рассматривается и регламентируется как самостоятельный вид профессиональной деятельности по урегулированию правовых споров. Реализация этой модели предполагает введение отдельных организационно-правовых форм для осуществления деятельности по проведению примирительных процедур, обеспечивающих институциализацию медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров. Как правило, это осуществляется путем принятия отдельных законодательных актов, в которых регламентируются общие положения о медиации как о внеюрисдикционной процедуре, раскрываются ее принципы, закрепляются правовые гарантии этого института, требования, предъявляемые к медиаторам и организациям, оказывающим помощь в урегулировании споров посредством медиации.

Важно подчеркнуть, что частная модель медиации не может реализовываться в деятельности юрисдикционных органов. Для обеспечения их активного участия в продвижении примирения сторон как приоритетного способа решения спора принято формировать конструкцию интегрированной медиации, рассчитанную на особенности юрисдикционной деятельности и учитывающую специфику процедур, в которых эта деятельность осуществляется. Интегрированная медиация рассматривается и регламентируется как специальная процедура и форма деятельности юрисдикционных органов (судов, нотариата, судебных приставов-исполнителей и т.д.). направленная на примирение сторон в рамках юридического процесса.

Для того чтобы медиация стала эффективным правовым институтом в России, необходим комплексный подход, включающий развитие частной и интегрированной моделей медиации, а также медиационных техник в профессиональной юридической деятельности.

С принятием специального законодательства созданы условия для интеграции медиации в российскую правовую культуру и положено начало для развития частной модели. Однако факта принятия закона, как известно, еще недостаточно для появления соответствующих практик, поэтому для того, чтобы медиация стала реальной альтернативой судебному рассмотрению споров, еще предстоит решить ряд достаточно сложных задач. Можно назвать две основные: формирование в стране корпуса профессиональных медиаторов и разработка оптимальных механизмов согласования медиации с юрисдикционными процедурами.

Уже сегодня понятно, что именно фактическое отсутствие профессиональных посредников становится основным препятствием в достижении одной из основных целей принятия Закона о медиации - разгрузки судов. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона, если дело находится на рассмотрении суда или третейского суда, а стороны выразили желание урегулировать свой спор с применением процедуры медиации, она может проводиться только посредниками, осуществляющими деятельность на профессиональной основе. Однако ввиду нехватки профессиональных посредников участники спора фактически лишены такой возможности. (При этом стоит заметить, что трехлетняя практика проведения медиаций Центром медиации Уральской государственной юридической академии показывает: большая часть заявлений об урегулировании споров путем медиации поступает от сторон именно когда спор рассматривается в рамках судебного процесса).

Формирование в России корпуса профессиональных медиаторов, достаточного по своей численности для реализации заложенных в Законе механизмов разрешения правовых споров, – дело непростое и требующее времени. В организационном плане эта задача предполагает решение вопроса о субъектах и порядке подготовки медиаторов.

Сегодня, насколько нам известно, обучение заметного количества медиаторов регулярно ведется всего несколькими специализированными центрами в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Совершенно очевидно, что их ресурсов явно недостаточно для подготовки нужного для работы Закона количества профессиональных медиаторов. Необходимо немедленно начать формирование сети учебных центров, способных в обозримые сроки подготовить необходимое количество специалистов для всей страны.

Основой создания таких центров, на наш взгляд, могут и должны стать высшие юридические учебные заведения. Юридическая подготовка является базовым условием эффективной работы медиатора, и дело не только в том, что без нее просто невозможно разобраться в предмете и сути спора. Следуя требованиям Закона, профессиональный медиатор должен уметь юридически взаимодействовать с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, нотариусами, т.е. работать в рамках процессуального законодательства. Одним из способов получения таких медиаторов пожалуй, наиболее простым и экономичным – является специализированная подготовка профессиональных юристов.

Разумеется, одной юридической подготовки медиатору недостаточно. Необходимо приобрести целый ряд иных навыков, овладеть техниками эффективной коммуникации, управления конфликтом, организации и ведения переговорного процесса и многими другими. Однако есть достаточные основания утверждать, что обучить этому существенно проще, нежели дать серьезные юридические знания. Не случайно в странах, где медиация практикуется достаточно давно, ею занимаются главным образом юристы.

Оправданность такого подхода подтверждается и опытом Центра медиации УрГЮА. Уже около трех лет Центр проводит практические медиации, реализует комплекс программ по подготовке медиаторов и занимается научным исследованием проблем интеграции медиации в правовую культуру российского общества. В 2011 г. начата подготовка медиаторов по утвержденной Министерством образования и науки РФ программе6. Коллектив Центра - это профессиональные юристы, преимущественно доктора и кандидаты юридических наук, прошедшие обучение соответствующим техникам и процедуре медиации. Анализ опыта Центра отчетливо показывает, что без точного и глубокого понимания юридического существа спора весьма сложно эффективно организовать переговоры сторон, создать оптимальные условия для согласования их интересов и заключения прочного медиативного соглашения. Кроме того, иногда возникают ситуации, когда после урегулирования конфликта в рамках процедуры медиации у сторон возникают разногласия при оформлении условий медиативного соглашения. Зачастую именно юридическая подготовка медиатора дает возможность помочь сторонам в преодолении этих трудностей. Эффективность юристов, прошедших необходимую подготовку, в проведении процедуры медиации вполне подтверждается работой наших выпускников.

Юридические вузы (факультеты) обладают высококвалифицированными преподавателями, необходимой материальной базой, методиками и опытом обучения, что позволило бы им успешно готовить и медиаторов. Кроме того, вузы, существующие в большинстве регионов страны, могли бы стать и первыми центрами сказания медиативной помощи населению, поскольку высшие учебные заведения, как показал опыт работы Центра медиации УрГЮА, пользуются доверием в обществе, что важно для развития практической медиации.

В настоящее время центры медиации действуют при юридическом факультете Сибирского федерального университета, при юридическом факультете Воронежского государственного университета и в ряде других юридических вузов.

Безусловно, подготовкой медиаторов могут заниматься и вузы других специализаций. Такой межпрофессиональный подход тоже является положительным моментом, поскольку позволяет преподающим азы медиации изучать различные методики, подходы, сравнивать результаты.

С проблемой формирования профессионального корпуса медиаторов тесным образом связан вопрос о введении медиации в качестве обязательного досудебного этапа урегулирования правового спора. На необходимость проработки этого вопроса обращается внимание в поручениях Президента РФ от 26.12.2011 и Председателя Правительства РФ от 29.12.2011 № ВЗ-П13-9278 «О мерах по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года».

С учетом зарубежного опыта представляется, что введение медиации как обязательной досудебной процедуры для современной России наиболее корректно сделать поэтапно следующим образом.
 

Первый этап: предоставление судье права определять конкретные дела, по которым проведение медиации будет обязательным, и назначать при подготовке дела к судебному разбирательству медиацию. Для этого необходимо обеспечить специальное ознакомительное обучение судей, которое позволит им получить представление о возможностях и ограничениях процедуры медиации, умение определить медиабельность конкретного случая. Результатом должно явиться обобщение практики и выявление категорий споров, урегулирование которых путем медиации окажется наиболее эффективным и приведет к реальному снижению нагрузки на суды.

Второй этап: закрепление в законе категорий споров, для урегулирования которых процедура медиации является обязательной. Процедуру медиации на данном этапе можно будет предусмотреть в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования споров, сохранив при этом для судей возможность принимать решение об обязательном проведении процедуры медиации после возбуждения гражданского дела по категориям споров, для которых медиация не является обязательной. Эти вопросы следует урегулировать в процессуальных кодексах.


Преимущества предлагаемого порядка введения обязательной процедуры медиации заключаются в том, что за время реализации первого этапа можно сформировать необходимый для этого корпус медиаторов, без чего нормативное введение медиации как обязательной досудебной процедуры может стать простой декларацией и вместо разгрузки судов создать для них дополнительные обременения.

На данный же момент необходимые условия для нормативного введения медиации в качестве обязательного досудебного порядка разрешения правовых споров отсутствуют ввиду как недостаточной юридической исследованности вопроса для условий России, так и фактического отсутствия необходимого количества медиаторов.

Требуемые условия могут быть созданы при последовательном решении следующих задач:
 

а) образование при юридических вузах (факультетах) центров медиации, которые вели бы подготовку медиаторов, занимались практикой медиации, ее научно-методическим обеспечением, исследованием и обобщением практики;

б) подготовка в данных центрах и формирование корпуса компетентных посредников, готовых работать с правовыми спорами любого уровня сложности7;

в) широкая пропаганда медиации, информирование граждан и организаций о медиации как эффективной форме урегулирования правовых споров.


Не менее важной представляется проблема разработки оптимальных механизмов согласования медиации с юрисдикционными процедурами. После вступления в действие Закона о медиации и изменений, внесенных в ГПК и АПК РФ и ряд других нормативных актов, практика выявила ряд пробелов и неточностей в механизме сопряжения процессуальной деятельности и деятельности по проведению медиации. Среди основных проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, следует выделить отсутствие методики разъяснения судьями права на урегулирование спора в рамках медиации, разработанных механизмов, документальных форм передачи спора на медиацию из судебного процесса, несогласованность сроков проведения медиации и сроков рассмотрения гражданских дел в судах обшей юрисдикции, непроработанность законодательной конструкции, регулирующей механизм взаимодействия между результатом медиации (медиативным соглашением) и судебным процессом, и т.д. Ряд этих вопросов требует законодательного урегулирования, решение других следует искать экспериментальным путем.

Для поиска оптимальных путей взаимодействия государственного правосудия с медиацией в Свердловской области был организован первый в России правовой эксперимент по разработке и апробации механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство8. Для проведения эксперимента была разработана и утверждена концепция, подготовлена программа, определены задачи, сформирована рабочая группа. Правовой эксперимент проводится на базе судебного участка № 6 Октябрьского района г. Екатеринбурга и Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга, ставшего по итогам 2010 г. одним из лидеров Свердловской области по судебной нагрузке. Научно-методическое сопровождение эксперимента, проведение практических медиаций осуществляется Центром медиации УрГЮА.

Модель правового эксперимента готовилась на основе изучения опыта взаимодействия института медиации и судебных органов Германии, Нидерландов. Финляндии. Австралии, Англии и Уэльса, США, Канады. Разработанная модель была адаптирована для российской системы правосудия. В результате эксперимента была создана и апробирована методика разъяснения судьями сторонам их права на урегулирование спора в рамках медиации, найдены оптимальные механизмы взаимодействия медиаторов и суда, согласованы процессуальные формы передачи спора на медиацию, что позволило сформировать практику обращений участников гражданского процесса к медиатору.

Как показали итоги восьми месяцев эксперимента, в результате заключения медиативных соглашений прекращается производство по гражданскому делу, итоговый судебный акт, которым оканчивается производство, не обжалуется в суды вышестоящих инстанций, предотвращается подача новых и встречных исков, ввиду добровольного исполнения не возбуждается исполнительное производство.

Результаты опросов участников процедуры медиации показали, что этот способ урегулирования спора стал для них предпочтительнее, чем судебное разбирательство, поскольку решение, принятое по итогам мед иации, гораздо больше соответствует их интересам, нежели решение суда.

Среди факторов, которые побудили стороны обратиться к медиации, были отмечены следующие:
 

квалифицированное разъяснение судьями права на урегулирование спора в рамках процедуры медиации;

проведение информационных встреч медиатора и сторон непосредственно в здании суда;

высокий профессиональный уровень медиаторов;

проведение процедуры медиации для участников гражданского процесса бесплатно.


В 2012 г. действие эксперимента распространится и на другие суды Екатеринбурга и Свердловской области. Представляется, что подобного рода эксперименты позволят найти для России оптимальную модель частной медиации.

Параллельно с развитием частной модели необходимо внедрять интегрированную медиацию в деятельность юрисдикционных органов. Поскольку в интегрированной модели примирение рассматривается как одна из дополнительных компетенций субъектов, реализующих юрисдикционную деятельность. правовое регулирование интегрированной медиации осуществляется не специальным законом, а в рамках отраслевого законодательства, которое регламентирует деятельность того или иного юр и сд икционного органа. Применительно к российской практике интегрированная модель медиации может быть реализована в рамках судебной и нотариальной деятельности, в исполнительном производстве. Первые шаги к этому уже сделаны: Высшим Арбитражным Судом РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», который предполагает введение института судебного посредничества. Для практической реализации этой идеи требуется найти оптимальную модель судебной медиации, проработать механизмы взаимодействия частной и судебной медиации, разработать юридические конструкции интегрирования медиации в судебный процесс, определить объем компетентности судебного медиатора и его процессуальный статус. Законопроект был представлен для обсуждения широкой аудитории, в настоящее время продолжается работа по его совершенствованию.

Перспективным видится введение интегрированной модели медиации в нотариальную деятельность. Нотариат как орган превентивной юстиции выполняет важнейшие публичные функции по обеспечению юридической безопасности, стабильности и бесспорности гражданского оборота. Поэтому одно из направлений реформы российского нотариата заключается в переходе к модели комплексного оказания нотариусом правовой помощи, которая предполагает консультирование, сбор необходимых для совершения нотариального действия сведений, осуществление расчетов и иных действий, в том числе действий по примирению сторон. Содействовать примирению сторон нотариус может различными методами, в том числе используя получившую распространение в зарубежной нотариальной практике примирительную процедуру. В Государственной программе Российской Федерации «Юстиция», в проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предусматривается, что нотариус может использовать примирительные процедуры, переговоры с целью согласования позиций заинтересованных лиц. Эти тенденции согласуются с общемировой практикой нотариата латинского типа, призванного выполнять роль органа превентивной юстиции.

Как показывает опыт применения медиации в зарубежных странах, интегрированная модель эффективна в рамках исполнительного производства, она может применяться в деятельности различных органов, уполномоченных на разрешение правовых споров. Основная задача государства — выбрать оптимальную модель такой медиации, органично включить ее в существующую юрисдикционную процедуру.

Медиация как способ урегулирования правовых споров может быть эффективна не только в виде частной и интегрированной модели. Как показьюает практика, применение медиативных техник в различных сферах юридической деятельности также приносит положительные результаты. В частности, в рамках проводимого в Екатеринбурге эксперимента Центром медиации УрГЮА была разработана специальная программа обучения медиативным техникам судей. Она была апробирована и показала, что применение судьями медиативных техник способствует снижению трудозатрат по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Так, если у судей, прошедших обучение по специальной программе, в 2010 г. показатели по процентному соотношению прекращенных дел от общего числа рассмотренных дел были ниже среднего числа по суду на 15%, то в 2011 г., после прохождения обучения, соотношение прекращенных и рассмотренных дел у этих судей увеличилось и превысило средние показатели по суду на 200,5 %.

Таким образом, только комплексный подход к развитию медиации поможет ей занять достойное место в системе урегулирования правовых споров России.


Сноски:

*. Загайнова С.К. О комплексном подходе к развитию медиации в России / С.К. Загайнова // Закон - 2012 -№3.-С. 5.1-56

1. См.,  напр.:  Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ от 23.07.1980;  Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре от 19.11.2002.

2. В частности, проблемам развития медиации уделено внимание в Рекомендациях Комитета министров Совета Европы Л& R(86)12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды»; в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2008/52 "О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах», на основе которой сегодня развивается законодательство о медиации во многих европейских государствах; также эти вопросы были предметом обсуждения на встречах стран – членов Европейского Союза в Вене в 1998 г., в Тампере в 1999 г.

3. При Международном банке реконструкции и развития действует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), который оказывает содействие в примирении сторон инвестиционного спора.

4. В Международной торговой палате с 2001 г. действует Регламент дружественного разрешения споров.

5. В настоящей статье медиация будет анализироваться только применительно к юридической деятельности. Вместе с тем она активно используется и в других сферах (например, школьная медиация).

6. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 № 187.

7. Численность корпуса медиаторов, на наш взгляд, должна примерно соответствовать численности судейского корпуса.

8. Информация об этом правовом эксперименте и анализ итогов за 2011 г. доступны на сайтах Центра медиации УрГЮА, Свердловского областного судаОктябрьского районного суда г. Екатеринбурга. Реализация эксперимента осуществляется при грантовой поддержке Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (USRF).

 


С.К. Загайнова, директор Центра медиации УрГЮА, президент Межрегиональной палаты посредников (медиаторов), доктор юридических наук, профессор


 

(с) Ресурсный центр медиации

Категория: Медиация: статьи | Добавил: Otklik (14.12.2012)
Просмотров: 1735 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergDic  
0
<a href=http://zmkshop.ru/novosti/idet-zaklyuchitelnyy-etap-montazha-stalnoy-metallicheskoy-konstruktsii-detskogo-uchrezhdeniya/>что идет первое монтаж металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *: